Главная » ЭКОНОМИКА » Эксперты назвали регионы, жители которых выбирают нотариальные сделки на расстоянии

Эксперты назвали регионы, жители которых выбирают нотариальные сделки на расстоянии

Эксперты назвали регионы, жители которых выбирают нотариальные сделки на расстоянии

За прошедший год спрос на дистанционный формат вырос вдвое. Если сравнить с показателем первого года работы нотариальной «дистанционки», ее популярность увеличилась в девять раз. В России не осталось практически ни одного региона, где дистанционный формат оказался бы не у дел.

— Опыт дистанционных сделок есть у нотариусов по всей стране, от Калининграда до Камчатки, — говорит советник президента Федеральной нотариальной палаты по информационным технологиям Михаил Муковозов. — Такой формат освоили и в труднодоступных районах, и на новых территориях, и в городах-миллионниках, и в небольших населенных пунктах. Более того, в практику вошел и вариант трехсторонней сделки, когда привлекаются нотариусы сразу трех субъектов России. В частности, такие прецеденты уже есть в нотариальных палатах Амурской, Астраханской, Воронежской, Иркутской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Челябинской областей, палатах Крыма и Татарстана, Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярского, Пермского и Ставропольского краев.

Так, например, два сособственника (один из Самары, другой из Новосибирска) дистанционно продавали квартиру, которая досталась им по наследству, жителю Ангарска. Недвижимость находилась именно в регионе проживания покупателя, и возможность дистанционного удостоверения сделки позволила продавцам избежать длительных перелетов, трудностей с размещением и прочих проблем. В другом примере нашего эксперта трехсторонняя дистанционная сделка касалась выделения долей в квартире, приобретенной на средства маткапитала, и последующей продажи этого жилья. Покупатель и сама недвижимость находилась в Красноярске, два собственника (муж и жена) – в Сочи, а третий собственник, их взрослая дочь, — в Санкт-Петербурге.  

Если говорить о сферах применения, дистанционный формат сделок, как и прежде, наиболее популярен, когда речь идет о сделках с недвижимостью. Второе место занимает сфера брачно-семейных правоотношений, третье — корпоративные сделки.

Если же посмотреть на причины, по которым заявители чаще всего обращаются именно к дистанционному варианту удостоверения договора, самым распространенным и очевидным аргументом здесь будет расстояние. «В случае с «дистанционкой» стороны сделки избавляются от необходимости ехать за сотни или тысячи километров для встречи друг с другом, экономят на билетах и проживании, не сталкиваются с проблемой оформления отгула или отпуска на работе. По сути, единственное, что потребуется от каждого участника сделки, — найти 30-40 минут для визита в удобную для себя нотариальную контору. Именно столько в среднем занимает процедура дистанционного удостоверения сделки», — комментирует член комиссии Федеральной нотариальной палаты Сергей Поляков.

Нотариусы, как и в классическом варианте, лично общаются с клиентами, которые являются сторонами договора, выясняют их реальную волю, подробно рассказывают о правовых последствиях сделки и проводят все необходимые проверочные действия. При этом привлеченные к сделке нотариусы несут солидарную полную имущественную ответственность за качество и результат своей работы. Кроме того, при дистанционных сделках обязательным условием является и их видеофиксация, что дает дополнительные гарантии защиты от последующего оспаривания. Как результат, дистанционная сделка сегодня фактически стала надежной и прогрессивной альтернативой рискованной сделке через представителя, где нотариальная форма используется только для доверенности, а не для самого договора.

— Идея внедрения в практику российских нотариусов столь прогрессивного и востребованного для граждан и бизнеса формата начала прорабатываться еще в 2018 году. Дистанционные сделки стали одним из ключевых пунктов концепции так называемой второй волны цифровизации нотариата, подготовкой которой занималась специальная рабочая группа, — говорит Михаил Муковозов.

В отдельную целевую аудиторию дистанционного формата стоит выделить жителей труднодоступных и малонаселенных районов. Для них вариант с поездкой в другой город может быть попросту недоступен — в силу погодных условий, сложностей с транспортным сообщением и прочих особенностей тех мест, где они проживают.

Источник

Оставить комментарий